24.12.2013 / Комментариев: 6 / Просмотров: 3979
Традиционно, труд мигрантов широко применяется в различных отраслях сельского хозяйства. Правда, он носит все больше сезонный характер: в основном, именно мигранты выступают в роли наемных рабочих в период уборки урожая. И речь идет не только о России, в ряде стран и регионов, часть мигрантов, занятых в сельском хозяйстве, занимает до 80% от общего числа рабочих в этой отрасли.
Именно такие результаты были получены Союзом товаропроизводителей и экспортеров в ходе проведенного ими исследования рынка труда в отрасли сельского хозяйства. Если говорить о странах Европейского Союза, то ежегодно, для проведения различных сельскохозяйственных работ, в них привлекается около полумиллиона рабочих из стран, не состоящих в ЕС. И процентовки здесь выглядят пугающе.
Так, в Испании около 80% всех работников сельхоз отрасли являются выходцами из стран Северной Африки, Центральной Америки и Восточной Европы. В Германии использование труда мигрантов доходит до 90%. Немало гастарбайтеров занято и в сельском хозяйстве России и Казахстана. В Малайзии на производстве риса занято более миллиона приезжих в основном из Индонезии. В США все производство зерновых держится исключительно на выходцах из Центральной и Латинской Америки.
Не секрет, что подавляющее большинство мигрантов, занятых в сельском хозяйстве, работают, а зачастую и находятся, на территории вышеперечисленных стран нелегально. Проблема легализации трудовых мигрантов и создания для них равных конкурентных условий на внутреннем рынке - это задача любого правительства. И в Казахстане, в течение последних нескольких лет, над этой задачей усиленно работают. Так, Правительством Республики недавно была принята Конвенция о правовом статусе трудовых мигрантов и членов их семей из государств, являющихся членами СНГ.
Проблема в Казахстане назрела достаточно давно. По словам главы МВД К. Тыныбекова, за последние два года в стране зарегистрировано более 2 миллионов мигрантов в основном это граждане Киргизии, Узбекистана и Таджикистана и лишь 1% из них, в качестве цели приезда, назвали трудовую деятельность. Более 96% указали различные частные цели, что, на настоящий момент, не соответствует действительности. По сути, эти 1,9 млн. человек находятся и работают в стране нелегально.
Среди мигрантов наибольшее количество (27%) приходится на тех, кто прибыл в Казахстан на срок 1 год и менее. По международной классификации они относятся к четвертой категории квалифицированные и сезонные рабочие. Именно для этой категории иностранных граждан законодательно разрешен въезд в Казахстан для работы на срок до 12 месяцев. По статистике, чем меньший удельный вес приходится на категорию мигрантов, тем на больший срок они прибывают в страну. Исключением является лишь относительно многочисленная категория мигрантов (21%), прибывших в Казахстан на срок от 7 до 9 лет - это граждане иностранных государств, прибывшие на ПМЖ.
Присутствие сезонных рабочих-мигрантов в сельском хозяйстве страны ставит последнюю под угрозу, так как делает эту отрасль зависимой от иностранных граждан. И, в случае Казахстана, использование труда мигрантов в сельском хозяйстве грозит куда больше бедой, чем в Германии и других странах с сильной стабильной экономикой. Трудовые мигранты, приезжавшие в Казахстан в течение многих лет, однажды могут найти более удачный финансово выгодный вариант страну с лучшими условиями труда. Таким образом, Казахстан, по сути вскормивший и научивший этих мигрантов, в одночасье может остаться без квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, так как едва ли сможет найти ресурсы среди местного населения.
Вывод один необходимо разрабатывать новые экономически стратегии, которые позволили бы не только взять под контроль рынок труда мигрантов в Казахстане, но и постепенно заменить неквалифицированный труд гастарбайтеров более технологичным и высокооплачиваемым трудом местных жителей. Именно это, а также повышение значимости обеспечения и защиты прав мигрантов является в современном мире показателем успешности государства.
Рассмотрим ситуацию на примере Енбекшиказахского районе Алматинской области. По статистике здесь труд мигрантов используется в среднем около 10 лет. Минимальный срок составляет 2 года, максимальный 22 года. Главные отрасли, в которых допускается использование труда мигрантов, это табаководство и овощеводство, существенно реже привлечение мигрантов к выпасу скота и уходу за домашними животными. И это явный показатель того, что экономика отдельно взятого района сильно зависит от рынка мигрантов из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Опрос респондентов показал, что причины сложившейся ситуации разные. На первом месте нежелание многих местных жителей работать в отрасли сельского хозяйства – 86%. Вторая причина – желание самих мигрантов трудиться именно на этих работах, как хорошо им знакомых и доступных, а также вынужденная сезонность такого трудоустройства, которая для большинства мигрантов является удобной 76%. Третьей причиной названа более высокая оплата труда, которую требуют местные жители за тот труд, который выполняют мигранты 67%.
Таким образом сложившаяся ситуация удобна в первую очередь для работодателей, которым использование труда мигрантов дает очевидные бонусы в виде меньших затрат на заработную плату и большей зависимости мигрантов от них. Незнание законов, общая неграмотность и бесправность в среде приезжих позволяют работодателям ставить выгодные для них условия, нанимать и увольнять рабочих по своему усмотрению, без оглядки на социальные нормы и трудовой кодекс.
Конечно, существует такой государственный инструмент регулирования числа мигрантов, как квотирование. К сожалению, он слабо отработан, а потому крайне неэффективен и дает сбой уже на первой стадии фильтрации трудового рынка. Задумывалось квотирование как инструмент, который позволит учесть мнение и нужды фермеров. Но его непрозрачность скорее отпугивает. Как, впрочем, и долгие сроки рассмотрения заявок. Они принимаются от работодателей до 1 сентября, а потом направляются сначала вверх по инстанциям, а потом от Правительства РК вниз. Таким образом, полный цикл рассмотрения заявок (без учета времени их сбора и формирования) составляет 4 месяца. Но и это еще не все ведь после утверждения квот еще 4 месяца уходит на то, чтобы распределить их по районам и конкретно по фермерам.
То есть, по сути дела, с сентября по апрель фермер не имеет законодательной возможности принять на работу мигранта. А сельскохозяйственный сезон начинается уже в марте с подготовки почвы и посадки. Выход один в приеме на работу нелегалов. И это обусловлено не только желанием фермеров сэкономить, а самой особенностью ведения сельского хозяйства в отдельно взятом регионе. Большинство владельцев небольших фермерских хозяйств просто не могут знать, какой объем земель они будут сажать и обрабатывать в следующем году (а заявку надо сформировать до сентября). Поэтому мера по отказу от подачи заявки на привлечение к работе мигрантов вынужденная. Потом, по мере возрастания потребностей, работодатель просто вынужден брать на работу нелегалов.
Как показали опросы, подавляющее большинство мелких фермерских хозяйств не участвуют в формировании заявок на квотирование или попросту игнорируют их, так как имеют весьма слабое представление о действии данного механизма. Средние фермерские хозяйства, где труд мигрантов более востребован, ежегодно привлекают согласно квоте 30-40 иностранных рабочих. Еще примерно столько же трудятся на фермах нелегально. И это, опять-таки, не желание экономить, а недопонимание, возникающее между Правительством Казахстана, формирующим квоты, и самим работодателем, который готов взять на работу и 80 мигрантов на вполне легальной основе. Но заявки на квоты попросту сокращаются почти вдвое решением вышестоящих органов, под мотивацией, что необходимо привлекать на работу местных жителей. Но среди тех, зачастую, просто отсутствуют квалифицированные кадры, готовые работать за установленную работодателем зарплату. Впрочем, последнему даже не приходится заниматься поисками обычно мигранты-нелегалы приходят сами.
Казахстан, подобно России, испытывает проблемы с обучение детей мигрантов с неопределенным статусом. С одной стороны согласно приказу МОН РК № 468 они имеют право на обучение, которое не подтверждается «Законом об образовании» и другими правовыми актами, регулирующими правовое положение мигрантов.
При этом, даже если зачисление в школу происходит, проблема отнюдь не исчерпывается, а наоборот, так как на обучение детей иностранных граждан с неопределенным статусом выделяются деньги не из образовательного, а из государственного бюджета. То есть затраты являются неучтенными расходами госбюджета.
Аналогичные проблемы мигранты и члены их семей испытывают и в вопросах здравоохранения большинству просто отказывают в оказании медицинской помощи, в связи с отсутствием у них ИНН. Хотя такой подход вступает в резкое противоречие с законодательством страны. ИНН предъявляется лишь для того, чтобы выяснить место регистрации обратившегося за помощью. Вместо него он может представить справку о регистрации, но далеко не все сотрудники медицинской службы в курсе этих тонкостей.
Тем более не в курсе своих прав сами мигранты, которые зачастую уклоняются даже от прохождения бесплатного медосмотра при приеме на работу. А это является причиной распространения среди них опасных заболеваний, могущих стать причиной эпидемии.
Вывод специалистов из Союза товаропроизводителей и экспортеров неутешителен: в Казахстане наблюдается нездоровая ситуация с миграционной политикой. Особенно опасна такое положение дел для аграрных районов страны, а так же для самой системы сельского хозяйства в регионе. Для решения проблем необходимо скорейшее принятие ряда мер, среди которых эксперты обозначили:
- повышение прозрачности процедуры квотирования иностранной рабочей силы при найме ее на работу. Это позволит добиться законопослушности работодателей, а не побудит их действовать в обход законодательства, принимая на работу нелегалов;
- пересмотр механизма квотирования с целью сделать его более объективным и менее бюрократизированным, что позволит быстрее реагировать на изменение рынка труда;
- введение для сезонных рабочих виз сроком на 1 месяц с правом продления до 4 месяцев при условии заключения контракта с работодателем;
- создание рыночных условий, при которых привилегии получают работодатели, внедряющие новые технологические решения взамен неквалифицированной рабочей силы;
- создание и расширение надежных каналов найма иностранной рабочей силы. Причем основная работа должна вестись именно в странах исхода», где необходимо подготавливать мигрантов;
- пересмотр правовых статусов мигрантов, с целью приравнивания его к статусу гражданина Казахстана. Первоочередная фаза введение ИНН для не граждан страны, что позволит им легализоваться и направить отчисления в бюджет Казахстана;
- облегчить механизм временной регистрации на территории Казахстана, что также позволит легализовать многих мигрантов и сделает труд нелегальных поставщиков рабочей силы невыгодным;
- разработать и подписать двухсторонние соглашения о статусе сезонных мигрантов со странами, из которых они обычно приезжают: Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном;
- создать комиссию по контролю соблюдения прав трудовых мигрантов;
- создать профсоюзы для защиты прав сезонных рабочих из других государств;
- ратифицировать Конвенцию ООН № 97Ю, в которой оговорены права трудящихся-мигрантов.
Данные решения выполненные своевременно и качественно позволят в корне изменить ситуацию в области трудового рынка сельскохозяйственной отрасли Казахстана, что, несомненно, пойдет на пользу стране.
24.12.2013
Постоянная ссылка на статью "Использование труда мигрантов в сельском хозяйстве.".
Позвоните нам:
+7 495 215 18 41Напишите нам:
WhatsAppЗакажите обратный звонок:
Связываясь с нами, Вы даете Согласие на обработку персональных данных
Благодарим за заказ обратного звонка. Вам перезвонит первый освободившийся оператор.
Спасибо. Мы записали номер и перезвоним в рабочее время. Назначьте, пожалуйста, время:
Благодарим за заказ обратного звонка. В указанное время Вам перезвонит оператор.