13.12.2013 / Комментариев: 10 / Просмотров: 3451
Вопросы миграционной политики России звучат в последнее время все более остро и актуально. Очередной этап назревания конфликта в виде беспорядков в Бирюлево подтолкнул к законотворчеству не только Правительство РФ, представителей Госдумы и не системной оппозиции, но и уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, который на днях выступил с предложением по легализации мигрантов в стране. Да-да, именно легализации, - на встрече с журналистами омбудсмен предложил принять закон, который единоразово выведет из тени пять миллионов трудовых мигрантов.
Борис Титов предлагает провести трудовую амнистию в отношении работающих в РФ граждан иностранных государств, которые не привлекались к уголовной ответственности и преследованию на территории нашей страны и за рубежом, и имеют менее трех административных нарушений по «немигрантским» статьям за последние три года проживания в РФ. При выполнении еще ряда условий, всем законопослушным мигрантам (которых по подсчетам Бориса Титова окажется как раз около 5 миллионов) предлагается в течение года со дня объявления амнистии легализоваться.
Что касается условий, которые необходимо выполнить в дополнение к отсутствию правонарушений, то они следующие:
- каждый мигрант, желающий легализоваться, должен встать на учет в ближайшем отделении налоговой службы страны, став налоговым резидентом России;
- между нелегалом и его работодателем (если таковой имеется) должен быть заключен трудовой договор в соответствии с законодательством страны;
- за каждого нелегала работодатель вносит единоразовый платеж (залог) в размере 30 000 рублей. Он вернется к работодателю в случае, если мигрант покидает пределы России, а в случае нарушения последним миграционного законодательства деньги пойдут на оплату депортации из страны;
- предприятия должны оплатить каждому иностранцу, состоящему в штате, страховку в размере все тех же 30 000 рублей, которая будет покрывать разнообразные риски, в том числе и затраты на решение возможных проблем со здоровьем и компенсацию ущерба третьим лицам.
При таком подходе и выполнении всех вышеперечисленных условий, по словам Бориса Титова, России получит в госбюджет дополнительно 70-75 миллиардов рублей. Легализация мигрантов поставит их на один уровень с отечественными гражданами, так как они также будут платить налоги. В обязанность каждому мигранту будет вменено заключение трудового контракта с работодателем на сумму из расчета 7 000 рублей на одного человека в семье. То есть в случае семьи из 4-х человек, гастарбайтер обязан будет официально зарабатывать не менее 28 000 рублей в месяц.
Как утверждает омбудсмен, предложенная им реформа станет окончательным решением проблемы трудовых мигрантов в стране. Правда, тут же возникают вопросы. А точнее всего один, но самый главный какой резон есть у работодателей легализировать свои трудовые отношения с мигрантами, взяв на себя все финансовые обязательства по выводу последних из тени. Как показывает практика, пряник в виде перевода мигрантов в правовое поле российского трудового законодательства, совершенно не действителен без кнута, в виде ужесточения наказания для работодателей, использующих нелегальный труд. Говоря другими словами, мигрант выгоден отечественному работодателю именно потому, что он дешев и бесправен, а значит смысла в том, чтобы что-то менять - просто нет. С таким же успехом можно воспользоваться услугами соотечественника гражданина России.
Примерно такую точку зрения озвучила Дарья Митина депутат Государственной Думы второго созыва. По ее словам, легализация мигрантов является очень правильной и актуальной инициативой для сегодняшнего положения дел в стране, но это лишь видимая часть айсберга. Без сомнения, тот факт, что труд мигранта оценивается несоизмеримо дешевле, чем работа гражданина РФ, ощутимо бьет по последним, особенно неквалифицированным рабочим. Поэтому коренное население остро заинтересовано в том, чтобы работодатели выполнили предложенные Борисом Титовым условия.
Появление трудовых мигрантов в нашей стране обусловлено как экономическими, так и законодательными причинами, а потому решить их вне комплексного принятия мер просто невозможно. Тем более сложно это сделать сейчас, когда более 60% всего финансового оборота в стране приходится на теневой сектор экономики. То есть, предположим, что обязанности по легализации мигрантов удалось возложить на работодателей, и большая их часть ответственно отнеслась к решению вопроса. В результате чего весь строительный сектор страны вышел из тени. Оказавшись вне теневой экономики, он сразу же станет неконкурентоспособным в глазах других компаний, представляющих смежные отрасли промышленности. Карточный домик коррумпированной российской экономики при этом просто рухнет.
Возможности, в ближайшее время, полностью переориентировать отечественный рынок на местную рабочую силу также не предвидится. И связано это уже не только с внутренними причинами. Экономическая обстановка в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане или Азербайджане несоизмерима с положением дел в России. И в обозримом будущем изменения едва ли предвидятся. А потому граждане этих стран по-прежнему будут стремиться в Россию с целью заработка, ведь их основная цель не обогащение, а банальное желание прокормить себя и свою семью.
По мнению Дарьи Митиной качественно изменить ситуацию не поможет даже введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья. В качестве примера можно взять ситуацию с Грузией. В настоящее время между Грузией и РФ действует визовый режим, а после военного конфликта в Абхазии и Южной Осетии, на внутреннем рынке нашей страны созданы дискриминационные условия для многих грузинских товаров, а также трудовых мигрантов из этой страны. Тем не менее на количестве граждан Грузии, проживающих и работающих на территории России, это практически никак не отразилось.
Визовый режим без постоянного пограничного контроля просто невозможен, а у страны сейчас едва ли имеются средства для контроля тысяч километров границ. И даже если средства будут выделены, на создание функциональной и эффективной системы пограничного контроля уйдет не менее десятилетия. При этом параллельно должны проводиться меры по ликвидации коррупции в стране и вывода российской экономики из тени.
Как отмечает Валентин Романов, являющийся членом комитете по энергетике в Государственной Думе РФ, в настоящее время в стране насчитывается от 10 до 15 миллионов трудовых мигрантов и это говорит уже о глобальной проблеме государственного масштаба, которую следует решать планомерно и повсеместно. Должна существовать и эффективно действовать государственная стратегия в области миграционного законодательства и связанных с этим проблем, а энтузиазм отдельных личностей и их законотворческие инициативы не в состоянии решить проблемы.
Проблемы, кстати, относятся не только к работодателям. С ними, как раз, все достаточно просто и понятно. Абсолютному большинству легализация мигрантов невыгодна, и желающих пойти на нее добровольно будет немного. В условиях отечественного рынка прибыль для многих возможна лишь в результате сверх эксплуатации трудовых резервов. Жесткое политическое регулирование в этой сфере вполне могло бы выправить ситуацию. Но проблема и в самих мигрантах, которые за последние годы научились прятаться и ловчить. Большинство из них не знает русского языка, а потому легализация для них также не является желанным выходом.
Валентин Романов в качестве решения проблемы нелегальной миграции, назвал обращение к белорусскому опыту, а именно введение лимита на число рабочих мест для граждан из-за границы. Параллельно с этим должна существовать законодательная ответственность директора компании, как нанимателя. В случае нарушения сроков или условий трудового договора, исключительно в рамках которого и должно осуществляться трудоустройство мигрантов, наказанию должны быть подвергнуты обе стороны.
С критикой предложения Бориса Титова выступил и финансовый аналитик Степан Демура. По его словам омбудсмен, являющийся владельцем завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо» попросту лукавит, высказывая популистские идеи, реализация которых невыгодна, в первую очередь, ему самому. Не секрет, что на заводах «Абрау-Дюрсо» активно используется труд мигрантов. И едва ли, если дело дойдет до проверки, окажется, что каждый из них работает на законных основаниях. Труд мигрантов был и остается выгоден в первую очередь крупным предпринимателям, именно в силу своей дешевизны. Ведь в случае, если на его место придет российский гражданин, работодателю придется не только достойно оплачивать его труд, но и производить ежемесячные социальные отчисления. Поэтому, в российских условиях любая дешевая сила останется априори нелегальной.
Достаточно неубедительно звучат и уверения правительства в том, что без мигрантов отечественная экономика окажется на грани развала. Собственно на этой грани (а точнее уже за ней) она находится последнее десятилетие, и нелегалы только усугубляют ситуацию неэффективного управления. Если вспомнить уроки истории, то именно нехватка рабочих рук в европейских страна стала, в свое время, основной причиной промышленной революции. В современном мире использование новейших технических достижений и труда высококвалифицированных рабочих позволяет существенно удешевить процессы производства, даже в сравнении с трудом мигрантом. Ведь взять, к примеру, ситуацию с дорогами, которые, якобы, будет некому строить, если из России вдруг исчезнут таджики и киргизы. Мало в стране найдется автомобилистов, у которых не возникнет нареканий к тому, что «строят» эти самые мигранты. В то же время, применение труда 3-4 профильных специалистов и нескольких современных асфальтоукладчиков в долгосрочной перспективе позволяет сэкономить миллионы на строительстве и постоянном ремонте дорог, а также оплате труда сотен таджиков. Естественно, что при этом у руководства появится возможность существенно повысить зарплату рабочим, но кому это надо? Да и стоит ли утруждать себя приобретением современной техники и привлечением специалистов, если можно ежегодно списывать на ремонт и строительство дорог миллионы, тратя при этом едва ли треть на закупку некачественного сырья и оплату рабского неэффективного и неквалифицированного труда. В результате такого подхода более 60% оказывается в карманах чиновников и коррумпированных руководителей разного уровня.
Глава Конфедерации труда Борис Кравченко видит решение проблемы не в мерах, предложенных тезкой-омбудсменом, а в ужесточении контроля работодателей. А для этого, по его словам, необходимо расформировать (или как минимум реорганизовать) совершенно неэффективную и паразитическую структуру ФМС, которая в основном занимается лишь тем, что кормит себя. Ведь, если разобраться, то ее назначение не совсем ясно. С функциями контроля трудового законодательства, определения нормативов для труда мигрантов, а также направления трудовых потоков вполне справится Министерство Труда. А за соблюдением законодательства в сфере миграции должна следить полиция. В такой работающей и эффективной схеме ФМС просто не находится места.
«Эффективность» работы этого органа наглядно иллюстрирует положение дел с квотами на количество трудовых мигрантов. В настоящее время в России общая квота составляет 1,2 миллиона человек. В то время как по данным того же ФМС, в стране пребывает не менее 10 млн. мигрантов. Если ФМС обладает такими данными, которые объективно должны на чем-то основываться, то почему ведомство не предпринимает никаких действий по исправлению ситуации? Вопрос, скорее, риторический потому, что существование бесправной рабсилы в нашей стране выгодно всем, кто успел приложиться к этой кормушке. И ФМС в том числе.
В свете такого положения дел можно много говорить о легализации мигрантов или введении квот, ужесточении условий въезда в РФ и наказании для нелегалов, но пока не будет предпринято реальных шагов по ужесточению контроля работодателей, которые используют нелегальный труд, результатов, к сожалению, не будет. А теперь попробуйте вспомнить, когда вы слышали в новостях о возбуждении уголовного преследования против таких работодателей?
13.12.2013
Постоянная ссылка на статью "Легализация мигрантов в России - кому это выгодно?".
Позвоните нам:
+7 495 215 18 41Напишите нам:
WhatsAppЗакажите обратный звонок:
Связываясь с нами, Вы даете Согласие на обработку персональных данных
Благодарим за заказ обратного звонка. Вам перезвонит первый освободившийся оператор.
Спасибо. Мы записали номер и перезвоним в рабочее время. Назначьте, пожалуйста, время:
Благодарим за заказ обратного звонка. В указанное время Вам перезвонит оператор.