25.11.2013 / Комментариев: 12 / Просмотров: 2695
Отечественная власть уже успела прославиться нелогичностью и непоследовательностью принимаемых ей решений. Погром в Бирюлево стал еще одним поводом, чтобы продемонстрировать это. Казалось бы, тот факт, что существующая миграционная политика России привела к уже не первой в российской столице вспышке межнациональной розни, должен стать веской причиной для увольнения главы ФМС, который откровенно не справляется со своими обязанностями. Но Президент страны поспешил обвинить во всех грехах местную власть, депутаты в авральном порядке приняли закон об ответственности муниципальных и региональных властей за межнациональные беспорядки, а Константин Ромодановский (глава Федеральной миграционной службы) фактически получил карт-бланш на «закручивание гаек» в сфере контроля миграционных потоков. В дополнение ко всему в прошлую пятницу на рассмотрение Госдумой был внесен законопроект о наделении ФМС полицейскими функциями, что позволит им проводить дознание по делам, связанным с незаконной миграцией, подделкой миграционных разрешений, а также использования мигрантами заведомо фальшивых документов.
В свете всего вышеизложенного не совсем ясна (а точнее – совсем не ясна) концепция миграционной политики страны. Ведь как заявил сам Константин Ромодановский, об изменении характера визовых отношений со странами СНГ речь не идет. То есть поток мигрантов ограничивать никто не собирается, но зато идет много разговоров о том, как взять его под более эффективный контроль. Начать планируется с внутренней миграции. Для этого необходимо разработать и внедрить новую программу развития регионов, что, по словам главы ФМС, позволит снизить миграционный поток жителей Северного Кавказа. Не совсем понятно, что имеется в виду под «программой» - по мнению экспертов, новые преференции и дотации для республик этого региона.
Еще одна мера, которая будет проводиться на федеральном уровне, - создание единой базы информации о выданных на всей территории страны паспортах, месте жительства, а также его изменении. Электронный банк данных, доступный всем профильным службам, позволит в минимально кроткое время находить всю требуемую информацию. В настоящее время эти данные находятся в ведении регионов, что существенно затрудняет получение информации.
Уже первое предложение Ромодановского, – какой должна быть миграционная политика России внутри страны – вызвало резкую критику со стороны специалистов и ученых. Так, по мнению Андрея Заостровцева – научного сотрудника Европейского университета Санкт-Петербурга – эффективно управлять внутренней миграцией без явной дискриминации той или иной национальности просто невозможно. Запрет или ограничение на свободное перемещение для жителей Северного Кавказа де факто станет объявлением их гражданами второго сорта. Имеющая в глазах Запада и без того нелицеприятную репутацию Россия не может позволить себе подобные расистские выходки. Конечно, существует механизм прописки (то есть фактически закрепления граждан за определенной территорией), который активно использовался в СССР, но он вступает в противоречие с действующей Конституцией (хотя, как показывает практика, противоречие с Основным Законом еще не столь веская причина).
Также нелепо выглядят и огромные инвестиции в экономику этого региона, которые больше напоминают дань или оброк. Несмотря на относительную стабильность, которая куплена ценой многих жизней и миллиардов, обстановка на Северном Кавказе остается напряженной и неблагополучной. Следовательно, создание там благоприятного для частного капитала климата просто невозможно – ни один здравомыслящий бизнесмен не станет вкладывать деньги в торговый или туристический бизнес в Чечне или Дагестане.
Что касается идеи введения всеобщего электронного реестра, то и она выглядит пока утопической. Для полноценной реализации этого предложения (без всякого сомнения, хорошего и нужного) необходимо создание на государственном уровне единой базы для всех служб и ведомств – МВД, Налоговой инспекции, Пенсионного фонда и др., что в настоящее время невыполнимо. То время и силы, которые уйдут на создание единого государственного электронного реестра, где будет содержаться информация обо всех выданных на территории страны документах, даже сложно себе предположить в условиях процветающей в стране коррупции на всех уровнях власти.
Часть предложений Ромодановского, на которых базируется концепция миграционной политики РФ, направлена на регламентирование въезда и пребывания на территории нашей страны иностранных граждан. Глава ФМС предлагает начать с «повышения качества мигрантов», что, по его мнению, позволит сократить количество «неэффективных иностранцев». Для этого планируется ввести законодательные поблажки для приезжающих в Россию перспективных иностранных студентов и высококвалифицированных молодых специалистов. Правда, пока не ясно, кто и каким образом будет определять квалифицированность и перспективность. Ведь уровень образования в большинстве бывших Среднеазиатских республик СССР просто удручает. Вряд ли можно считать перспективным одиннадцатиклассника из Узбекистана, который половину учебного года занят на уборке хлопка. Его знаний не хватит даже для поступления в самые захудалые российские ВУЗы. Говорить же об обучении на коммерческой основе тем более бессмысленно. Ну а если в стране отсутствует образование, то и высокой квалификации местных трудовых резервов взяться просто не откуда. Конечно, можно привести в качестве примера специалистов нефтегазодобывающей отрасли, которые успешно работают в Казахстане (что, кстати, Ромодановский и сделал), но это скорее исключения – ведь миграционные потоки из этой страны чрезвычайно низки, а уж тем более такие высококвалифицированные специалисты не спешат уезжать в Россию.
В качестве необходимой меры Ромодановский назвал введение для мигрантов статусов временного и постоянного проживания. Первый будут получать те, кто планирует задержаться в стране на срок, не превышающий 90 суток. Если же по каким-либо причинам – для работы, обучения, лечения и др. – иностранный гражданин планирует остаться в России более чем на три месяца, ему необходимо предоставить убедительное документальное подтверждение своих намерений и мотиваций. Ну а для получения вида на жительства планируется введение бальной системы, по которой будет оцениваться уровень знания русского языка, истории, культуры, рабочая квалификация и благонадежность претендента.
Подобная бальная система широко применяется во многих западных странах, в частности, в Канаде. Но там речь идет о совсем другой квалификации мигрантов. В случае России, где подавляющее большинство желающих получить вид на жительство – жители Киргизии, Таджикистана и Узбекистана – система просто окажется невостребованной, ведь квалификация большинства из них оканчивается на посредственном знании русского языка.
Более того, как показывает многолетняя европейская практика применения, для эффективной работы подобной системы необходимо введение визового режима. В ситуации, когда въезд мигрантов на территорию страны не ограничен законодательно, в предлагаемых Ромодановских мерах нет никакого смысла.
Еще больше вопросов вызывает действие бальной системы в отношении русских - бывших граждан СССР, которые по настоящее время проживают на территории суверенных ныне государств Средней Азии и Закавказья. Им также придется бороться за право проживания в стране и доказывать, несмотря на свое русское происхождение, что они нужны России.
В свете этого куда более эффективной и логичной выглядит система отбора мигрантов не в России, когда они уже пересекли границу, а до этого – в стране исхода. То есть, прежде чем получить право на долгосрочное пребывание или вид на жительство, мигрант должен доказать свое знание русского языка, культуры, истории, предъявить документы о своей благонадежности, продемонстрировать счет с суммой денег на нем, необходимой для проживания в течение планируемого срока. То есть, работа должна вестись на территории стран СНГ, но Ромодановский не желает брать на себя эту сложную и ответственную задачу.
Еще одна мера, в которой, по мнению главы ФМС, нуждается миграционная политика России – введение новой системы квотирования рабочих мест. То есть, прежде, чем принять на работу представителя иностранного государства, работодатель должен дать возможность получить данную вакансию россиянину. Какой механизм предлагает Ромодановский? Работодатель размещает вакансию, которой в первый месяц ее размещения может воспользоваться только местный житель, зарегистрированный в этой федерации. По истечении данного срока, еще месяц есть у представителей России из других регионов. И лишь спустя два месяца, если никто так и не будет найден, работодатель получает право на трудоустройство мигранта.
Нетрудно предположить, как будет работать данный механизм в российских реалиях. После двух месяцев отказов соискателям вакансии, работодатель свободно нанимает более дешевого мигранта. Ведь спор о квалификации работника и соответствии его вакансии решить достаточно сложно – разбираться же, кто прав, а кто нет, просто некому. Очевидно, что исправить такое положение невозможно, если труд мигранта будет дешевле труда гражданина России, и виной тому, во многом, как раз отсутствие визового режима.
Даже после беглого рассмотрения «реформа», предлагаемая Ромодановским, таковой не кажется. Это больше похоже на бюрократическую реакцию, возникшую в свете событий в Бирюлево. Власть в очередной раз демонстрирует свою неэффективность, предлагая вместо «ремонта фундамента» ограничиться «новыми форточками». Единственным следствием предложенных мер станет увеличении коррупции в области миграции и разрастание неэффективного чиновничьего аппарата.
Наделение функциями дознания представителей ФМС – еще одно явное подтверждение неспособности государственных структур исполнять свои функции. Данное предложение внесено вовсе не потому, что для ФМС такая функция необходима, а потому, что полмиллиона сотрудников МВД не справляются со своей работой, и не решает те задачи (а точнее только их часть, если брать в учет население страны и количество мигрантов в ней), с которыми вполне справляются 400 000 американских полицейских.
Откровенно смешно выглядят слова Онищенко, который в последнее время занимался в основном борьбой то с украинскими конфетами, то с латвийским молоком, то с молдавскими винами. А после Бирюлевского погрома «внезапно» обнаружил кишащую крысами овощебазу в столице. Думается, если бы борьба за здоровье граждан была сколь-нибудь реальной и обоснованной, как раз овощебазу и стоило ликвидировать в первую очередь, а не постфактум, когда она «прославилась» на всю страну.
Очевидно, что существующее законодательство, которым сейчас и определяется концепция миграционной политики страны, не соответствует веяниям и настроениям общества, а тем более неспособно обеспечить правопорядок в стране и защитить ее граждан. Банальный пример – в столице (а так же и во всей стране) уже три месяца как объявлена война с незаконной миграцией, и при этом до сих пор нет внятной программы депортации нарушителей, а так же органа, который бы этим занимался.
Существует большая проблема и с тем, где должны содержаться нелегалы. Отсутствие миграционных тюрем приводит к тому, что задержанные в результате рейда просто отпускаются на свободу вечером того же дня, так как их просто «некуда девать».
Главное, на что всегда упирает власть в ответ на критику - отсутствие конкретных предположений. Но только не в сфере миграционной политики, ведь здесь хороших и нужных законопроектов масса. Чего стоит предложение Главы Московского профсоюза ОВД Михаила Пашкина, который видит возможность увеличения эффективности работы ФМС в мотивации их сотрудников путем получения премии (например, в размере 10 %) от штрафа за выявленное нарушение. То есть, обнаружив и оштрафовав работодателя (юридическое лицо) на 800000 рублей за нарушение миграционного законодательства сотрудник в праве рассчитывать на 80000 рублей вознаграждения. Примерно таков и размер взятки, которую мог бы получить вышеозначенный сотрудник, но с нарушение законодательства. А мог бы и не получить, так как крупным нарушителям проще класть куски «в один рот» - начальнический. Видимо именно поэтому, подобным предложениям и нет места в современной законодательной системе.
25.11.2013
Постоянная ссылка на статью "Концепция миграционной политики России.".
Позвоните нам:
+7 495 215 18 41Напишите нам:
WhatsAppЗакажите обратный звонок:
Связываясь с нами, Вы даете Согласие на обработку персональных данных
Благодарим за заказ обратного звонка. Вам перезвонит первый освободившийся оператор.
Спасибо. Мы записали номер и перезвоним в рабочее время. Назначьте, пожалуйста, время:
Благодарим за заказ обратного звонка. В указанное время Вам перезвонит оператор.