25.10.2013 / Комментариев: 11 / Просмотров: 2873
В начале 40-х годов прошлого века американский политик Леонард Рид объявил себя первым либертарианцем, возведя на вершину своей личной философии абсолютную свободу во всем при условии полного запрета на «агрессивное насилие» - применения действий насильственного характера против кого-либо, вопреки воли последнего. Собственно, сам Рид не был идеологом данного политического течения, а всего лишь пересмотрел и оформил идеи американца Уильяма Белшама, который и применил впервые данный термин еще в 1789 году.
За все время существования, либертарианство весьма слабо соответствовало российским реалиям, а потому особой популярности не завоевало. Впрочем, часть классических либертарианских идей использовали в своих программах анархисты, но говорить о принципе отсутствия агрессивного насилия в их отношении вряд ли можно. В условиях сегодняшней авторитарно-тоталитарной псевдодемократии, идеям абсолютной личной свободы и вовсе не осталось места, кроме одной сферы, которая и вызывает больше всего вопросов к власти - миграционная политика России.
Хотя говорить о политике, которая предполагает наличие хоть какой-то системы – правильной или нет – вопрос даже не второй, а третий, тут вряд ли приходится. Именно политика в сложившейся ситуации напрочь отсутствует – государство в сфере миграции не выполняет даже формальной роли «ночного сторожа», смирившись со взглядами самых левых либертарианцев о неизбежности «естественных процессов» и полном не причастии к ним.
В свете такого подхода в стране и сложилась ситуация, в которой иностранцы едут в Россию когда и куда захотят, причем в любом количестве и на неограниченное время. Этому очень рады отечественные «предприниматели», а также «работодатели», по локоть запускающие руки в государственный бюджет. Они-то более всего и рады этой дешевой и совершенно бесправной рабочей силе, ведь платить мигрантам можно сколько угодно, предоставляя им при этом жилье по удобным для владельцев ценам. То есть, складывается ситуация абсолютной толерантности и свободы с обеих сторон: вы, мол, приезжайте в любом количестве и живите сколь угодно долго, а мы вам предоставим работу в таком же неограниченном количестве и платить будем столько, сколько считаем нужным.
Впрочем, не только попустительством со стороны отечественной власти и чиновников можно объяснить сложившееся положение в сфере законодательного регулирования миграции. Нынешняя «миграционная политика России» (без кавычек употреблять данное сочетание как-то даже стыдно) весьма выгодна правящим режимам стран-доноров сразу по нескольким причинам. Во-первых, деньги, заработанные мигрантами в России, остаются там же лишь в той своей части, которая идет на откаты, взятки, питание и проживание. Остальное, в конечном итоге, вливается в малокровные экономики стран Средней Азии и Закавказья.
Хотя сами представители политических элит бывших республик СССР и отрицают благотворное влияние «российских» денег на свою экономику, мотивируя это якобы тем, что почти все средства идут в обход государственного бюджета на нужды наркомафии и террористов-салафитов. Периодически из уст высокопоставленных представителей можно даже услышать фразы о том, что введение визового режима им самим необходимо как воздух, так как именно его отсутствие провоцирует население на торговлю людьми и продажу «своих» «кавказским бандитам». О том, насколько данные утверждения далеки от правды, можно спорить, но, думается, не это волнует среднеазиатские и закавказские властные режимы. Для них куда важнее вопрос собственной легитимности, стабильности и доверия со стороны населения. А так как добиться всего этого в условиях практически полного отсутствия экономики и государства как такового практически невозможно, то под доверием со стороны избирателей понимается отсутствие возможности возникновения недоверия. Это и есть вторая причина, почему такая миграционная политика России так выгодна для той власти. Благодаря этому, в странах существенно сокращается доля активного трудоспособного мужского населения, которое в случае своего участия в политических процессах и жизни страны доставили бы данным режимам немало хлопот.
Естественно, на словах все выглядит совершенно иначе, и в официальных заявлениях в последнее время все чаще проскальзывают громкие фразы о необходимости заботы о трудовых мигрантах, находящихся на территории России «в бесправном и беспросветном рабстве». На деле же, посольства и дипломатические представительства стран среднеазиатского и закавказского регионов всеми возможными способами открещиваются от граждан своих стран, попавшихся на нарушении законодательства, предпочитая игнорировать и максимально затягивать процессы оформления документов и возвращения мигрантов на родину.
Что касается самих представителей трудового рынка, то и их интересы тут далеко не на последнем месте. Стремящиеся попасть в более обеспеченную и менее коррумпированную – по их мнению - Россию граждане Таджикистана или Узбекистана, едут сюда, естественно, не от хорошей жизни. Даже с учетом более низких цен на товары и услуги у себя на родине, большинство граждан этих стран неспособны получать достойную зарплату. В то время как российские работодатели охотно платят им суммы, которых достаточно и для проживания в чужом городе, который с каждым годом становится все «более своим», и для содержания оставшейся на родине семьи.
Даже не являясь высококвалифицированными специалистами, мигранты имеют огромное конкурентное преимущество перед отечественными работниками – они способны довольствоваться меньшим, охотно тратя при этом на работу не по 8, а по 10-12-14 часов в сутки. При этом их абсолютно не интересуют такие понятия как трудовой кодекс, проблемы здравоохранения на производстве и налоговые отчисления.
С одной стороны ситуацию можно было бы сравнить с той, что сложилась в США на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Но с одной большой оговоркой. Если многочисленные трудовые мигранты, устремившиеся на родину свободы, испытывали к этой стране как минимум глубокое уважение и горели желанием получить гражданство и остаться жить здесь, став истинными американцами. У наших среднеазиатских «братьев» такого желания не наблюдается. Наоборот, они относятся к русским, как к «угнетателям» проецируя на них всю свою национальную злобу. Для них мы – «русские гринго», и это уже чревато.
При этом от мигрантов часто можно услышать, что именно их «богатая республика» кормила, если и не весь Советский Союз, то большую его часть, а заводы и школы, что были построены в те времена русскими, строились якобы только потому, что «русские их боялись». Все это объясняет, почему иностранцы не очень то стремятся стать русскими у нас в стране.
Главными же сторонниками сохранения статусов являются отечественные работодатели и различные коммерческие организации, кормящиеся за счет распила выделяемых из бюджета денег. Не секрет, что на большинстве предприятий, предоставляющих работу мигрантам, сложилась практика получения зарплаты за себя и того парня. При этом тому парню выплачивается 30-60% от официально получаемой по документам, остальное – пилится. Даже если иностранный специалист получает действительно неплохие деньги - зарплату, сравнимую с официальной, то работодатель предпочитает экономить на нем, не выплачивая отчислений в страховую компанию, пенсионный и медицинский фонды.
Еще одна причина, по которой многие работодатели предпочитают именно мигрантов – легкодоступность такого труда. Найти таджика, готового с утра до ночи махать метлой за мизерные деньги, существенно легче, чем русского. Хотя, откровенно говоря, утверждения некоторых представителей власти о том, что русские не хотят работать дворниками или строителями далеки от истины – просто работодатели, кормящиеся из госбюджета, не заинтересованы в том, чтобы у них работали люди, знающие себе цену. Ну а утверждения о том, что «таджики работают лучше русских» и вовсе смехотворны – ту работу, которую выполняет десяток азиатов с лопатами в течение рабочей смены, вполне способен выполнить один русский на тракторе. Вопрос в другом – надо ли это самому работодателю – ведь еще с советских времен эффективность труда не является у нас в стране мерилом, как правильно подметил Вячеслав Бутусов, ориентируются в первую очередь на усталость.
С учетом того, что мигрантов сегодня – по самым скромным подсчетам – в Москве не менее миллиона, легко прийти к выводу, что существующее положение выгодно и еще одной группе предпринимателей – тем, кто предоставляет жилье и различные услуги мигрантам. Это и владельцы полуподпольных общежитий, и те, кто может подделать или «выбить» официальные (или почти официальные) документы – регистрацию, вид на жительство, так же многочисленные представители органов правопорядка, не просто закрывающих глаза на очевидные нарушения, а кормящиеся за счет них. Так же в эту категорию стоит включить и нечистых на руку врачей и медиков, которые с легкостью предлагают мигрантам все необходимые справки.
Но если без справок и документов у нас в стране – как показывает практика – прожить вполне можно, то без крыши над головой – никак. Поэтому рынок нелегального жилья в столице растет и ширится, как говорится, не по дням, а по часам. Особенно в условиях высокой стоимости аренды жилья в столице. Среднестатистический мигрант получает в месяц примерно столько же, сколько будет вынужден платить за небольшую комнату (а то и ее половину) где-нибудь на окраине Москвы. Поэтому ни о каком официальном проживании речь не идет. Естественно работодатели не спешат арендовать для своих подчиненных рабочие общежития, которые с тем уровнем оплаты труда, которая практикуется в мингрантской среде, просто не окупят себя. Ведь мало заплатить за койко-место, есть еще расходы на отопление, электроэнергию, газ, водоснабжение, обслуживание придомовой территории.
Впрочем, выход ловкие дельцы находят довольно простой – используют в качестве жилых нежилые помещения. В центре столицы это подвали многоэтажек, а на окраинах – промышленные и складские помещения, здания, предназначенные под снос и многочисленные халупы-самострои. Бизнес абсолютно криминальный, но, тем не менее, прибыльный, ведь платить за аренду таких помещений не приходится вовсе, а электролинию можно кинуть и от соседних домов. Что касается подвалов жилых домов, то тут и вовсе все под рукой. Услуги по предоставлению поддельных документов распространены менее, хотя бы потому, что роль официальной бумажки в большинстве случаев выполняет хрустящая купюра определенного достоинства. В качестве еще одной причины можно назвать и тот факт, что у нас в стране практически не существует абсолютно легальных (как и абсолютно нелегальных) мигрантов – все находятся в сфере действия относительно легального статуса.
В настоящее время ощущаются попытки власти сделать что-то полезное в сфере миграционного законодательства – рассматривается большое количество предложений по изменению действующего законодательства. Но пока это больше похоже на суетные и не очень успешные попытки вычерпать воду из тонущей лодки вместо того, чтобы ликвидировать течь. Идут разговоры и о необходимости принятия полноценного миграционного кодекса, который позволит упорядочить все существующие в этой сфере законы и подзаконный акты, количество которых сейчас активно приближается к тысяче. Но реальное беспокойство вызывает совсем другое – а именно неспособность действующей системы управления перейти от законодательных инициатив к решению конкретных проблем в силу своей полной коррумпированности. Принять закон о необходимости наказания за нарушение миграционного законодательства проще простого, а вот обязать соблюдать его существенно сложнее. Тем более нелепо попытки государственной машины реабилитироваться за многолетнее игнорирование национального вопроса смотрится в свете нежелания реформировать действующее трудовое законодательство. Из-за чего создается странная ситуация, что у нас вроде как есть нарушители мигранты, находящиеся и работающие в стране нелегально, но наказание для них ограничивается выдворением из страны, при этом работодатели, которые и являются непосредственной причиной подобных правонарушений, выходят из воды совершенно сухими. Ну а до тех пор пока ситуация не изменится коренным образом вычерпывать воду из лодки, к сожалению, просто бесполезно.
25.10.2013
Постоянная ссылка на статью "Миграционная политика России. Кому нужны мигранты?".
Позвоните нам:
+7 495 215 18 41Напишите нам:
WhatsAppЗакажите обратный звонок:
Связываясь с нами, Вы даете Согласие на обработку персональных данных
Благодарим за заказ обратного звонка. Вам перезвонит первый освободившийся оператор.
Спасибо. Мы записали номер и перезвоним в рабочее время. Назначьте, пожалуйста, время:
Благодарим за заказ обратного звонка. В указанное время Вам перезвонит оператор.