27.08.2014 / Комментариев: 9 / Просмотров: 7810
События в Бирюлево, когда убийство москвича Егора Щербакова повлекло за собой массовые народные волнения и выступления против мигрантов, в очередной раз продемонстрировали всю незрелость и несостоятельность миграционной политики государства. Хотя активная борьба с нелегалами в России началась уже после инцидента на Матвеевском рынке, пока реальных результатов ее не видно - по итогам второго полугодия прошедшего года не произошло ни снижения количества трудовых мигрантов, ни уровня тяжких и особо тяжких преступлений совершаемых ими. И это несмотря на то, что Госдума, включив форсированный режим, приняла десятки законопроектов, направленных на ужесточение миграционного законодательства и контроля миграции. Со стороны экспертов и парламентариев звучат и более жесткие требования от введения визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, до возврата смертной казни - для нелегалов. За комментариями мы обратились к общественному консультанту при УФМС России по Москве Юрию Московскому, который также является директором Фонда "Добрососедство".
По мнению нашего эксперта, введение виз не поможет решить проблему миграции. Да, нелегалы в России ощутят дополнительные препоны, но высочайший уровень коррупции в стране превратит получение визы всего лишь в бюрократическую процедуру, направленную на обогащение чиновников и госслужащих, занятых в этой сфере. Существующих мер - в виде квотирования рабочей силы, обязательного медицинского осмотра и дактилоскопии, въезжающих на территорию страны, патента и разрешения на работу уже достаточно. Необходимо лишь добиться того, чтобы данные методики работали и не давали сбоев. Откровенно говоря, они сейчас не доработаны окончательно, так как принимались правительством в спешке и исключительно как популистские средства, направленные на показушность процесса борьбы с миграцией.
Ну и, конечно, в качестве самой необходимой меры видится ведение единого компьютерного реестра лиц, въезжающих на территорию страны. Благо современные цифровые технологии позволяют это сделать с минимальными финансовыми затратами, что бы ни говорили правительственные "эксперты". Создание такой единой базы позволит не только четко контролировать миграционные потоки, но и получать информацию о конкретных людях, в случаях совершения ими правонарушений.
Что касается точки зрения россиян, то им, по большому счету, все равно, по визам ли въезжают в страну мигранты или без них. Для них куда важнее наведение порядка и искоренение мигрантского беспредела, чтобы случаи, аналогичные убийству Егора Щербакова или нападению на сотрудника полиции на Матвеевском рынке, не повторились.
Юрий Московский рассказал также и о системе квот, которая, по сути, является сегодня единственной регулирующей мерой на трудовом рынке мигрантов. Формирование квот происходит в каждом регионе, в зависимости от его потребностей в иностранной рабочей силе и наличия рабочих мест. Потом они согласовываются с Минэкономразвития, Минрегионразвития и ФМС, после чего окончательно утверждаются Министерством труда.
Исходя из заявленных требований, формируются квоты на год. Так, в 2013 году Правительством РФ было выдано 410 000 приглашений в страну и более 7,7 миллиона разрешений на работу. Получившие разрешения иностранные граждане могут устраиваться на работу, но только в тех регионах и предприятиях, где предусмотрены квоты для трудовых мигрантов.
В настоящее время система квотирования работает и в целом выполняет свою главную функцию - регулирование потоков рабочих мигрантов. Основные нарекания связаны с ее излишней бюрократизированностью и нерасторопностью. Подача заявок на следующий год происходит в мае года текущего, а в условиях вялотекущего общемирового финансового кризиса и локальной экономической нестабильности в стране и ряде ее регионов, делать столь далеко идущие прогнозы сложно. Поэтому многие организации вынуждены прибегать к привлечению мигрантов сверх утвержденных квот, так как стараются подстраховаться.
От руководства ФМС не раз звучали заявления о необходимости отмены рабочих квот. Мотивировалось это тем, что рынок труда является гибкой саморегулирующейся системой, а потому сам способен осуществлять естественное квотирование. Но это дело, скорее отдаленного будущего и возможно лишь при здоровой конкурентной и сильной экономике. На примере европейских стран можно проследить, к чему привел бесконтрольный приток мигрантов на рынке труда. По мнению Юрия Московского, отменять систему квот, пусть и несовершенную, в России пока нельзя, так как неизбежным станет демпинг со стороны мигрантов.
Еще одна регулирующая система, которая в последнее время набирает обороты. Суть патентования заключается в том, что иностранец, заплатив ежемесячный взнос, в размере одна тысяча двести шестнадцать рублей, получает разрешение на работу у физических лиц. Патентная система не освобождает патентообладателя от предусмотренных законодательством налогов. Основная проблема заключается в том, что большинство иностранцев получает патент для работы на физическое лицо, но трудовую деятельность осуществляют у юридических лиц, что является прямым нарушением трудового законодательства, как со стороны работника, так и со стороны работодателя.
Несомненным плюсом системы патентования можно назвать вывод большого количества нелегальных мигрантов из тени. Так, по итогам 2013 года, выдача патентов принесла в государственный бюджет 17 миллиардов рублей. Планируется, что в этом году сумма возрастет как минимум вдвое, но не за счет приезда новых мигрантов, а, в основном, за счет выхода из тени тех, кто в настоящее время пребывает на территории страны и работает тут нелегально.
Продолжая разговор о квотах, стоит упомянуть и об их соответствии запросам страны. В настоящее время, количество квот для столицы составляет 200 тысяч единиц, что является чуть более 10% от общего процента квотирования по стране. В то же время, официальные данные показывают, что в Московском регионе задействовано не менее 30-35% квот. Что же касается общего числа, то здесь нет более-менее адекватных данных даже у ФМС. Эксперты сходятся во мнении, что в 2013 году в столице было задействовано около 800-900 тысяч мигрантов. И это почти на 30% больше того показателя, который был зафиксирован в позапрошлом году.
Ситуация просматривается странная. Квотой предусмотрено 200 тысяч, официально работает в два раза больше, а неофициально - в четыре. Выхода, как минимум, два - либо борьба с нелегалами в России все-таки начнет носить не только формальный порядок и из столицы будут депортированы те 600-700 тысяч человек, которые работают вопреки действующему законодательству и системе квотирования, либо система будет изменена. Как показывает практика, пока никаких изменений не происходит. Достаточно вспомнить ситуацию с базой временного содержания, разбитой в Гольяново. А ведь тогда речь шла всего о 800 мигрантах-нелегалах. Даже с количеством, десятикратно превышающим это, московские власти просто не смогут справиться. Увеличение же квоты - это удар, в первую очередь, по коренным москвичам и приезжему русскому населению. Ведь если раньше работодатели шли на риск, устраивая на работу полмиллиона нелегалов, то после расширения квот, они пойдут на легализацию этого полумиллиона. Отмываемые на нелегалах деньги - слишком сладкая приманка для работодателей, а потому, сначала будут уволены более высокооплачиваемые работники из России.
В целом, большинство проблем в отечественной сфере труда не связаны напрямую с мигрантами и нелегалами, а существуют сами по себе. Около 16 миллионов всех работающих в стране граждан РФ не платят отчисления в пенсионный Фонд. В купе с непонятной пенсионной реформой, проводимой Правительством, это грозит тем, что около четверти пенсионного населения России останется без средств к существованию.
При этом если провести сравнение, окажется, что доля нелегально работающих мигрантов не так и высока в сравнении с нашими соотечественниками, которым в силу разных причин - в основном известных работодателю - приходится работать, будучи официально нетрудоустроенным. И пока не будут решены экономические и организационные проблемы, вынуждающие или позволяющие предпринимателям уходить в тень, порядка на рынке труда не будет.
Стоит упомянуть об еще одной проблеме, причиной которой являются нелегалы в России - повышенная смертность, в результате эпидемиологических и инфекционных заболеваний. Невысокий уровень развития медицины в странах-донорах приводит к тому, что на отечественный рынок труда попадают заболевшие мигранты. В результате, смертность от различных заболеваний в этой категории существенно выше, чем в среднем по стране. Отчасти, эта проблема решена обязательным наличием медицинских карт и справок о прохождении медосмотра. К сожалению, купить подобные карты и справки сегодня не составляет большого труда.
Одним из путей решения проблемы видится ужесточение медицинского контроля и введение уголовной ответственности за нарушение в сфере выдачи документов. Если врач будет понимать, что за фальшивую справку он может не только лишиться лицензии, но и сесть в тюрьму, это существенно уменьшит количество фальшивок в данной области.
Также, необходимо ввести и отработать механизм медицинского контроля состояния здоровья всех въезжающих на территорию страны. Таким образом, удастся закрыть въезд тем, кто болен опасными инфекционными заболеваниями. Следует пересмотреть и сам список заболеваний, на которые должны проверяться мигранты. Так, например, у многих экспертов вызывает возмущение тот факт, что гепатит до сих пор не внесен в список опасных болезней, на которые необходимо сдавать анализ въезжающим в Россию мигрантам.
Введение обязательного медицинского страхования для всех иностранцев, въезжающих на территорию России - еще одна важная мера, которая впервые была предложена Государственной Думой еще в 1996 году, но до сих пор так и не была реализована. В настоящее время ситуация такова, что из государственного бюджета ежегодно тратятся миллионы на лечение мигрантов, не имеющих страховки. Потенциально - это деньги, украденные у честных налогоплательщиков, которые ежегодно недополучают медицинскую помощь на эти самые миллионы.
Сейчас уже обсуждаются законопроекты, согласно которым въезд в Россию планируется ограничить тем иностранцам, которые имеют на своем счету два и более административных нарушения. Мера, с одной стороны, правильная, но с другой - излишняя, так как под такую статью может попасть тот, кто всего лишь дважды перешел улицу в неположенном месте. Что явно несоизмеримо по тяжести с такими нарушениями, как хулиганство или мелкая кража.
Куда важнее введение запрета на въезд для тех, кто нарушает миграционное законодательство. Ориентироваться при этом следует на данные миграционной карты, которую заполняет каждый иностранец при пересечении границы. И если в графе "Цель визита" указывается что-то иное, кроме "работа", то и наказание в случае нарушения указанного пункта должно быть соответствующим. Здесь можно смело ориентироваться на опыт европейских государств: депортация и запрет на въезд в страну сроком на несколько месяцев.
Не секрет, что борьба с нелегалами в России не имеет явных перспектив до тех пор, пока не будут созданы условия, делающие невыгодным привлечение иностранной рабочей силы. Это, конечно же, система контроля по соблюдению работодателями трудового законодательства, а также наказания - вплоть до уголовного - за нарушения. В настоящее время законом предусмотрен штраф для недобросовестных работодателей от 800 тысяч до 1 миллиона рублей за каждого нелегала, работающего на предприятии. Однако, правоохранительные органы пока не очень горят желанием эти штрафы собирать. А прояви они рвение, аналогичное тому, что было проявлено при задержании вьетнамских рабочих летом прошлого года, думается ситуация уже сейчас могла бы несколько измениться в лучшую сторону.
Как раз в области наказания работодателей в нашем законодательстве и зияют самые большие дыры. Часто применяется простой уход от ответственности, когда наказание за неправомочный наем на работу несут субподрядчики, а генподрядчик выходит сухим из воды. Пока меры, исключающие подобное положение дел не будут приняты, нелегалы в России останутся важной проблемой и причиной периодической дестабилизации обстановки в регионах.
27.08.2014
Постоянная ссылка на статью "Борьба с нелегалами в России.".
Позвоните нам:
+7 495 215 18 41Напишите нам:
WhatsAppЗакажите обратный звонок:
Связываясь с нами, Вы даете Согласие на обработку персональных данных
Благодарим за заказ обратного звонка. Вам перезвонит первый освободившийся оператор.
Спасибо. Мы записали номер и перезвоним в рабочее время. Назначьте, пожалуйста, время:
Благодарим за заказ обратного звонка. В указанное время Вам перезвонит оператор.