20.08.2014 / Комментариев: 8 / Просмотров: 3214
На сегодняшний день, Таджикистан, ни в политическом, ни, тем более, в экономическом плане, не является сколь-нибудь значимой страной, даже в масштабах среднеазиатского региона, не говоря уже о мировом значении. А потому дружба с Россией очень важна для Президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Однако возникает много «за» и «против» введения льготного режима в России для граждан Таджикистана.
Обещанный льготный режим стал причиной незначительного (пока) увеличения потока мигрантов, что сразу же привело к всплеску националистических движений в Москве и других крупных городах России. Так, по итогам 2013 года, в результате их деятельности было убито около полутора десятков выходцев из Таджикистана. И это только официально установленные случаи, по которым заведены уголовные дела. Всплеск агрессии налицо, хотя само соглашение о льготном периоде пребывания пока находится в стадии ратификации.
О возросшей агрессии по отношению к гражданам Таджикистана рассказал и Председатель Совета таджиков России Абдулло Давлатов. По его словам, только в конце декабря прошлого года на граждан Таджикистана было совершено не менее пяти вооруженных нападений. Несколько раз таджиков закидывали камнями, как в Москве, так и в других городах России. Также, в несколько раз выросло и количество депортированных из России таджикских мигрантов.
Все чаще информация о массовых нападениях на группы таджиков появляется и в отечественных СМИ. Довлатов назвал основной причиной возросшей агрессии, как со стороны русских, так и со стороны других представителей Средней Азии, именно преференции, обещанные гражданам Таджикистана. Напомним, что пока соглашение проходит процедуру ратификации, а потому реальных льгот никто из таджиков еще не получил.
Серьезно пострадать таджикам пришлось и в ходе активной борьбы с нелегальной миграцией, развернувшейся в последние месяцы. Впрочем, отмечают эксперты, так было всегда. Любое резонансное преступление, совершенное человеком не славянской национальности (даже если тот является, как в случае инцидента на Матвеевском рынке, гражданином России) приводит к возрастающей агрессии в отношении таджиков и других выходцев из бывших республик Средней Азии и Закавказья. При этом и со стороны правоохранительных органов чаще всего гонениям подвергаются ни в чем не повинные трудовые мигранты. Объяснение простое – тех, кто приехал в Россию работать и не имеет причин скрываться от властей, поймать и наказать существенно легче, чем провинившегося дагестанца или чеченца, являющегося кроме того еще и гражданином РФ.
На условиях полной анонимности, представители правоохранительных органов сообщают о возросшем числе преступлений, совершенных по причине межнациональной розни. Так, в конце прошлого года, в нескольких районах столицы были обнаружены обезглавленные тела таджикских рабочих с огромным количеством колотых и резаных ножевых ран, что говорит об особо изощренном и жестоком убийстве.
Действительно, таджиков в Москве довольно много – такова политика таджикской миграции, продиктованная бедственным экономическим положением страны. Да и другие государства региона (за исключением Казахстана) не могут похвастать экономической или политической стабильностью. В таком положении выход один – ехать в Россию. Ведь даже мизерные, по расценкам столицы, заработки мигрантов являются для тех настоящим богатством, позволяющим прожить самому и прокормить оставшуюся на родине семью.
Льготы, о которых говорилось выше, предусмотрены соглашением, подписанным президентами стран в октябре минувшего года. Согласно ему, максимальный срок патента на работу для граждан Таджикистана будет увеличен с одного года до трех лет, а период пребывания в стране без разрешительных документов планируется увеличить с семи до четырнадцати дней. В силу соглашение пока не вступило, так как не ратифицировано Государственной Думой, но есть все основания полагать, что отечественный парламент не будет возражать Президенту.
Впрочем, и Таджикистан, и мигранты прекрасно понимают, что прорывом подобное соглашение считать нельзя, так как в отношении них все равно действуют нормы квотирования, а также закон о необходимости наличия разрешения на работу. А на какой период оно будет выдаваться – год или три – уже не столь важно.
Еще одна норма нового закона предусматривает необходимость получения мигрантом регистрации, патента и разрешения на работу в 3-х месячный период. В противном случае, его ожидает насильственное выдворение из страны. Вновь же въехать на территорию РФ можно будет лишь спустя 3 месяца. В минувшем году, согласно данным ФМС, такими нарушителями стали более 90 000 мигрантов из Таджикистана.
Но это лишь российская сторона вопроса. Сама же политика таджикской миграции вызывает некоторое удивление. С одной стороны, правительству явно выгоден и необходим тот денежный поток, который попадает в Таджикистан из России. Но как только речь заходит о контроле миграции, руководство рассказывает о том, насколько им самим неприятна эта миграция, и какой вред возрождающейся экономике страны наносит отток рабочей силы за рубеж.
Странно наблюдать и реакцию Генерального прокурора Таджикистана Шерхон Салимзоды, который удивлен и возмущен русификацией таджикской молодежи. Так, за последние несколько месяцев, более полутысячи студентов нескольких столичных ВУЗов подали документы на изменение написания своих фамилий и отчеств с таджикского на русский. В свое время – в 2007 году – нынешний президент страны Эмамали Рахмон сделал прямо противоположный шаг, перестав быть Рахмоновым, и, тем самым, явив пример возросшего национального самосознания таджикского народа. Однако должного понимания среди тех, кто стремится в Россию и хочет стать хотя бы «чуть более русским», президентская идея не получила.
Тем временем о национальном самосознании и геополитической значимости Таджикистана заговорил и Каромат Шарипов – глава общественного движения «Таджикские трудовые мигранты». Цель организации - информационно-правовая помощь гражданам Таджикистана, пребывающим и работающим в РФ. После приграничного конфликта между Таджикистаном и Киргизией, Шарипов призвал к объединению руководства всех стран региона: Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Казахстана. Причем в качестве стержня, который послужит осью единства, Каромат Шарипов видит религию – ислам.
Позиция достаточно странная, в том плане, что пока ни одна из идей объединения исламистских государств не нашла воплощения даже в первом приближении. Схожие идеи объединения государств на среднеазиатском пространстве пантюркизм зародились еще в 19 веке и были направлены главным образом против России. В целом, политическая ситуация сегодня не сильно изменилась в сравнении с ситуацией полуторавековой давности. Так же как и тогда, существование сильного центра в Средней Азии не выгодно практически никому в мире, кроме самого региона. Тем более это касается России, которой сильный сосед под боком сейчас, в условиях грозящей политической изоляции, совершенно не выгоден. Повторить же успех СССР, которому удалось объединить страны Средней Азии под совершенно безопасной для славянского населения идеей многонациональности и коммунизма, наша страна не в силах. Да и никто из западных конкурентов (и в первую очередь США) не позволит это сделать.
20.08.2014
Постоянная ссылка на статью "Политика Таджикской миграции.".
Нажимая кнопку "Жду звонка", Вы даете Согласие на обработку персональных данных
Благодарим за заказ обратного звонка. Вам перезвонит первый освободившийся оператор.
Спасибо. Мы записали номер и перезвоним в рабочее время. Назначьте, пожалуйста, время:
Благодарим за заказ обратного звонка. В указанное время Вам перезвонит оператор.